abbra: (Default)
abbra ([personal profile] abbra) wrote2008-02-28 10:11 am

О штрафах и расписках

Хотелось бы немного прояснить ситуацию с антимонопольным делом Еврокомиссии против Microsoft и штрафами.

1. Штрафы входили в первоначальное решение Еврокомиссии от 2004 года.
2. Их взыскание было отложено в связи с аппеляциями Microsoft. Однако после того, как суд подтвердил правомерность решения Еврокомиссии, фактически, он подтвердил и штрафные санкции.
3. Поскольку в отведенное в решении Еврокомиссии от 2004 года время Microsoft документацию не представила, то сработала штрафная система, по которой MS обязана выплачивать штрафы до момента выполнения решения Еврокомиссии.

До конца это решение было выполнено в октябре 2007, когда начались переговоры с Samba Team по выдаче документации, полностью -- 20 декабря 2007, когда между специально образованной организацией Protocol Freedom Information Foundation (PFIF) и MS был подписан договор, уплачены прописанные в решение Еврокомиссии 10000 евро, и в тот же день PFIF получила документацию и подписавшие с PFIF бесплатный договор разработчики Samba получили доступ к ней на условиях, сопоставимых с условиями MS--PFIF. Подробности договора между PFIF и MS -- http://www.samba.org/samba/PFIF/. Условия, на которых PFIF предоставляет документацию свободным разработчикам (и в первую очередь Samba Team, но не только) существенно короче, хотя и обеспечивают те же условия по защите информации.

Дальнейшая публикация информации со стороны Microsoft связана со многими факторами, в том числе и с попыткой создать информационную завесу перед проходящим сейчас в Женеве совещанием представителей национальных стандартизирующих комитетов по вопросу принятия спецификации MS OOXML как стандарта в ISO по процедуре Fast Track. Дело в том, что спецификация этого формата очень часто ссылается на многие недокументированные элементы старых офисных форматов продуктов MS и особенности реализации Windows. Открыв доступ к документации широкой публике MS надеется сделать вид, что все условия выполнены и MS OOXML теперь свободна как спецификация, но проверить это до встречи в Женеве, изучив все 30000 страниц не представлялось возможным, на что, видимо, и делалась ставка.

Однако, нельзя забывать несколько вещей. Во-первых, задача "проталкивания" MS OOXML (уже принятого в европейской стандартизирующей организации под именем ECMA 376) в качестве стандарта в ISO намного важнее для MS, чем кажется сторонним наблюдателям, ради него можно и поступиться информацией, которая в таком объеме присутствует у многих разработчиков программного обеспечения, это просто обычная индустриальная практика. Отсутствие "стандартного" международного статуса для MS OOXML ставит под угрозу юридическую основу для безбедного существования Microsoft в государственных органах, в связи с тем, что постепенно (5-10 лет) статус обязательного в информационных политиках государств займет уже имеющийся в ISO стандарт на форматы офисных документов на основе Open Document Format (ODF). Это означает необходимость поддержки ODF в продуктах Microsoft либо отсутствие этих продуктов в соответствующих государственных организациях. Государственный заказчик во всем мире является одним из основных в структуре рынка информационных технологий, отсюда и важность его контроля, его уход через ODF на другие продукты фактически подрывает монополию MS.

Показателен также "опыт" Дании, где постановили, что для применения в органах госвласти нужно использовать имеющиеся европейские стандарты, в том числе и ECMA 376. Это сразу же привело к фактической монополизации исполнения этого решения на основе MS OOXML и MS Office 2007, поскольку других программных средств, которые поддерживают ECMA 376 в нужном объеме не существует. Скандал вышел за пределы страны и сейчас в Высший европейский суд направлена петиция с требованием отменить решение датских властей. Это модельный подход, который, по всей видимости, отражает тактику MS в использовании стандартизирующих органов.

Вернемся к протоколам и их спецификациям, которые MS опубликовала на прошлой неделе. Я писал уже об этом. Надо сказать, что шаг этот беспрецедентный для MS, однако не стоит его переоценивать. По первым анализам, документация неполна, в ней отсутствуют некоторые компоненты, которые описаны в открытых источниках -- например, некоторые из структур формата MS Excel лучше описаны в документации в Openoffice.org. Со стороны протоколов по обмену файлами тоже не все хорошо, в некоторых из них опубликованная информация не соответствует не только доступной в рамках PFIF, но и более ранней в программах WSPP и MSPP. Для одного из протоколов мы имеем три противоречащих друг другу описания протокола, представленные в разное время (последние два -- с разницей в два месяца), все от MS.

Также надо понимать, что "слон большой", глаза на голове у него не обязательно видят, что делает хвост и задние ноги. Поэтому MS не надо считать монолитной организацией. Это сложная и переплетённая структура, которая в тактических шагах может противоречить самой себе (другой части самое себя), но в целом неуклонно движется по направлению к своей цели: сохранению монополии на международных рынках тем или иным способом. Одна из реализуемых сегодня целей -- "съесть Моську", обеспечив в умах широкой публики сопоставление "MS == Open Source". То есть, нет лучше друга открытого разработчика, чем MS. В связи с этим хотелось бы отметить, что это всецело провал сообщества -- за господами Рэймондом и Перенсом, придумавшими в угоду бизнесу термин "open source" в конечном итоге пошло меньше разработчиков, чем маркетологов и евангелистов из MS, но понятийный аппарат был расщеплен. Терминологическая чистота в этом месте крайне важна, потому что уже происходит подмена понятий, за которой из достаточно древних источников известно что воспоследует. Открытое != свободному.

Подмена понятий целенаправленно поддерживается на уровне юридических документов, обеспечивающих доступ к опубликованной информации. Open Specification Promise и Patent Pledge for Open Source developers от MS несут целью разделить сообщество на "кошерных и некошерных" разработчиков, отделив тех, кто делает все в свободное от основной работы время и только для себя от тех, кто занимается свободным ПО в том числе и как своей основной деятельностью. В прессе, впрочем, уровень "заглатывания" этих сказок уже значительно ниже 2003 года, времени первых историй с "нарушением интеллектуальной собственности" и исками SCO. Например, не прошло и недели с момента публикации документации от MS, как Gartner выпустила пресс-релиз, объявив, что разработчикам стоит внимательно подумать, перед тем, как использовать эту документацию, особенно, если у них отсутствуют механизмы четкого отслеживания всех затрагиваемых документацией патентов. В этом же документе Gartner советует всем разработчикам ПО (не только свободным разработчикам!) быть крайне внимательными и в первую очередь добиваться от MS публикации всей информации о дополнительных отягощениях и следить за совместными заявлениями свободных разработчиков. Это, можно сказать, существенный переворот в аналитике и оценке рыночных ситуаций со стороны ведущего агенства.

Следующим шагом со стороны MS будет представление Windows, как лучшей среди всех современных систем платформы для разработчиков приложений для POSIX-совместимых систем. О публикации такой платформы в 2009 году уже заявлено в MS, суть маршрута не меняется, стирание записей в словаре и активное переписывание истории уже в процессе.

[identity profile] yakushin.livejournal.com 2008-02-28 08:48 am (UTC)(link)
Что касается "важности" проталкивания MS OOXML, то эта самая важность сильно преувеличена как самим Microsoft, так и ее оппонентами.
Долгое время бинарные форматы от MS господствовали безо всяких стандартов. Что бы не приняло ISO, сообществу все одно придется поддерживать оба формата.
Что касается "войны форматов", то это совсем не война MS против сообщества, как многие пытаются представить. Это война суперпупер корпораций за кусок государственного пирога.
Что касается Перенса и Ко, то они конечно унылое гавно по определению, однако не стоит забывать, что термин FOSS придумал не MS, а маркетологи МежДелМаша, за что им отдельное спасибо.
Поэтому бдительности не стоит терять не только в отношении MS, а в отношении всех подачек сообществу, исходящих от корпораций. Потому что для них всех сообщество является мелкой разменной монетой в их игрищах. И забывать про то не стоит никогда.
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)

[personal profile] vitus_wagner 2008-02-28 10:32 am (UTC)(link)
Опускаться же до уровня MS в закулисной борьбе не стоит
В первую очередь потому, что они это умеют лучше. Их надо давить на том поле, где у нас преимущество.
У МежДелМаша может быть другое мнение, но, боюсь что мелкомягкие на закулисном поле и их сделают.

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-02 21:59 (UTC) - Expand

[identity profile] yakushin.livejournal.com 2008-02-28 09:25 pm (UTC)(link)
Последний абзац практически аналогичен тому, что я говорил в последнем интервью для КТ. Забавно, как иногда бывает идентичной позиция.

[identity profile] renoizer.livejournal.com 2008-03-01 07:08 am (UTC)(link)
"Несмотря на то, что многих вводит в ступор возможность сотрудниками тех или иных корпораций открыто критиковать своего работодателя, я думаю, что прежде всего нужно быть честным перед самим собой. И если дерьмо -- это дерьмо, то и называть его дерьмом."
Respect! Сам придерживаюсь такой точки зрения. А зобственно изречение записал на кору. 8)

[identity profile] mezomish.livejournal.com 2008-02-29 04:24 pm (UTC)(link)
>Долгое время бинарные форматы от MS господствовали безо всяких стандартов.

Ну так альтернативы не было. А сейчас --- есть, и не просто альтернатива, а стандартизованая, причём не просто на бумаге, а признанная многими странами, которые начинают её использовать в качестве основного формата документооборота.

Вот и приходится шевелиться. А пути для "шевеления" два: либо догонять убегающий паровоз ODF и вводить его поддержку в свой офис, либо протолкнуть свой формат.

Первый вариант для МС губителен: в этом случае они становятся всего лишь одним из поставщиков офисного пакета и им придётся честно конкурировать, а эту борьбу они програют. Просто потому, что текущий де-факто стандарт (doc/xls) можно полноценно использовать только пользуясь ИХ офисом (под ИХ системой). Будет стандартный формат, без проблем поддерживающийся сторонними офисными пакетами --- МС потеряет долю как на рынке офисных пактов, так и на рынке ОСей, т.к. уйдёт солидный сдерживающий фактор. Конкурировать с бесплатным (не будем спорить о терминах, для конеченого потребителя он в первую очередь именно бесплатен, а остальное не волнует) кросплатформенным ОпенОфисом у них попросту не выйдет.

(Не надо мне рассказывать, что ООо отлично поддерживает doc/xls и что он уже сейчас является отличным заменителем МСО. Вся "отличность" моментально испаряется при шаге вправо/влево от базовых вещей, я имею "удовольствие" наблюдать это воочию по нескольку раз в неделю, когда жене приходят документы от коллег. ООо версии 2.3.1. Комментарии "а у меня не было проблем" оставьте при себе, меня не интересует, были ли проблемы у вас, проблемы есть у меня. Он сойдёт как замена для домохозяек с задачами "набрать/распечатать документик", но для компаний вполне может оказаться неприемлемым.)

Второй путь (проталкивание своего формата) для МС наиболее привлекателен: в этом случае они во-первых имеют громадный задел по времени, а во-вторых вообще не факт, что поддержка OOXML когда-нибудь будет реализована сторонними разработчиками в полной мере. И МС останется там, где находится сейчас: единственным поставщиком офисного пакета для 100%-ной работы с основным форматом документооборота (к тому времени это будет OOXML, не сомневайтесь). И по совместительству --- единственным поставщиком операционной системы для запуска этого пакета.

[identity profile] vgabriel.livejournal.com 2008-03-02 10:03 pm (UTC)(link)
Стоит только учесть, что у ODF до сих пор нет двух совместимых реализаций :( т.е. не таких где oo.o выпустили под своим именем, а где два разных кода работает :(

Да, в случае doc\xls надо было реверс инженирить бинарники раньше, но в случае ODF надо реверс инженирить код oo.o - не на много более простая работа.

(no subject)

[identity profile] mezomish.livejournal.com - 2008-03-02 23:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-02 23:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-02 23:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 19:11 (UTC) - Expand

[identity profile] vgabriel.livejournal.com 2008-03-02 09:46 pm (UTC)(link)
А вот интересно, вы тут говорите война форматов. Но в реальности никакой войны форматов не было и нет. Т.е. Майкрософт никогда не воевал против ODF - все что Майкрософт делал, вполне обоснованно объяснял, чем ODF не годен для самого Майкрософта для использования его в качестве *основного* формата, при этом Майкрософт никогда не был против ODF как это хотят представить. При этом ИБМ активно воевал против OpenXML используя в этой войне опенсорс сообщество как пушечное мясо, ну так и называть это стоит войной ИБМ против OpenXML руками опенсорс сообщества, т.е. откуда вообще взялась идея войны форматов? Или это ИБМ так маскирует свои действия?

[identity profile] morgunov.livejournal.com 2008-02-29 09:07 am (UTC)(link)
Windows POSIX бугога!
А ещё консоль, да и вобще структура системы очень похожа на *nix бля. Сука читать противно.
А ещё противней то, что на работе заставили поставить венду, потому что админ видите ли не умеет ставить BWmeter в kde... Пиздец...
Но это уже крик души...

[identity profile] morgunov.livejournal.com 2008-02-29 09:47 am (UTC)(link)
Я не могу понять руководство новелла (хотя нет, могу, это бабки).
У них изначально была охеренно мощная сетевая операционка NetWare, она давала просраться ВСЕМ ос (в плане файл сервера), в результате работа над ней была приостановлена именно в момент когда мелкомягкие начали выпускать продукты для рабочих групп (и ИМХО микрософт им дал бабоса), соответственно MS известностью своей ос убили нетваре. Забавно, не так ли? ок, прошло н-ное кол-во лет, и что мы видим? Мы видим новелл как владельца сусе, и главного разработчика красявости компиз. Но тут выходит виста, подписывается пакт о ненападении между новелом и мелкомягкими, и работа над компизом тут же останавливается, вероятно потому что скоро должна зарелизиться виста, и халявные красявости нужно оставить сырыми, до того момента как виста наберёт популярности. Видимо причина та же, бабки. Но здесь бабос не проканал, потому что гпл, тут жефоркнули и написали берил. В результате чего добился новелл? ровным счётом ничего. Все ихние наработки на ядро Торвальдс и его команда не спешат добавлять, потому что неизвестно что там мелкомягкие им подсунули. Со стороны микросовта это жалкая попытка подмять под себя, и в последствии убить опенсорс. ну убить не убить конечно, (форк и пошли заново) но подосрать конкретно отправив в каменный век.
К чему я это всё написал, пока есть подкупные люди и у микросовта есть бабки - всё будет хорошо для них. Всё к чему они прикасаются умирает. Даже люди, работающие под windows неизбежно рано или поздно умирают. Ни один не выжил, и не выживет =)))

(no subject)

[identity profile] morgunov.livejournal.com - 2008-02-29 10:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-03 00:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 07:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 19:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 19:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 21:06 (UTC) - Expand

[identity profile] darklor.livejournal.com 2008-03-04 07:53 pm (UTC)(link)
Я поступил по другому. Админ не умеет, иди к начальству и говори: либо лицензия винды (чтобы не было проблем с лицензированием и властями) либо линух а я админов попытаюсь подучить. Я на работе почти так сделал и ничуть не жалелю

[identity profile] aceler.livejournal.com 2008-02-29 11:50 am (UTC)(link)
> Следующим шагом со стороны MS будет представление Windows, как лучшей среди всех современных систем платформы для разработчиков приложений для POSIX-совместимых систем. О публикации такой платформы в 2009 году уже заявлено в MS, суть маршрута не меняется, стирание записей в словаре и активное переписывание истории уже в процессе.

Надо бы напомнить журналистам, что у Microsoft уже была одна POSIX система, и что с ней стало. Хороший антипиар получится ;)

posix

[identity profile] brevyakin.livejournal.com 2008-03-11 06:24 am (UTC)(link)
Ну почему же одна POSIX система? А XENIX? Microsoft ведь владели им с 1979 по 1987! Или XENIX не был POSIX?

[identity profile] 7ocb.livejournal.com 2008-02-29 03:26 pm (UTC)(link)
Нету-ли линка под рукой, где говорится про windows и POSIX ?
Интересно было бы почитать.

(no subject)

[identity profile] 7ocb.livejournal.com - 2008-02-29 19:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 7ocb.livejournal.com - 2008-02-29 20:23 (UTC) - Expand

[identity profile] otmenych.livejournal.com 2008-02-29 06:46 pm (UTC)(link)
Если я правильно помню, микрософт начал подделываться под POSIX только для того, чтобы загнать Windows NT министерству обороны США. Нужно было соблюсти формальности, это было сделано и всё, больше никакого развития POSIX не было. Более того, нынешняя POSIX-подсистема куплена на корню вместе с фирмой, её производившей, и эта подсистема встроена в винду.

(no subject)

[identity profile] otmenych.livejournal.com - 2008-02-29 19:07 (UTC) - Expand

Как летит время.

[identity profile] dburtsev.livejournal.com 2008-02-29 07:12 pm (UTC)(link)
Изначально, в Windows NT 3.x, POSIX был почти такой же подсистемой, как и win32.
http://support.microsoft.com/kb/93354

[identity profile] aen-.livejournal.com 2008-03-01 01:48 pm (UTC)(link)
Одна из реализуемых сегодня целей -- "съесть Моську", обеспечив в умах широкой публики сопоставление "MS == Open Source". То есть, нет лучше друга открытого разработчика, чем MS. В связи с этим хотелось бы отметить, что это всецело провал сообщества -- за господами Рэймондом и Перенсом, придумавшими в угоду бизнесу термин "open source" в конечном итоге пошло меньше разработчиков, чем маркетологов и евангелистов из MS, но понятийный аппарат был расщеплен. Терминологическая чистота в этом месте крайне важна, потому что уже происходит подмена понятий, за которой из достаточно древних источников известно что воспоследует. Открытое != свободному.

MS здесь не одинок.
Вокруг этих слов предстоит еще большая борьба и надо ее координировать.

[identity profile] brevyakin.livejournal.com 2008-03-11 09:14 am (UTC)(link)
Алексей, неужели это задача отечественного сообщества(?) ?

(no subject)

[identity profile] aen-.livejournal.com - 2008-03-11 09:19 (UTC) - Expand

[identity profile] vgabriel.livejournal.com 2008-03-02 10:18 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что Вы упускаете из виду одно важное обстоятельство, опенсорс, как идея, пока, не в состоянии предложить полноценной модели капитализации, а это значит, что опенсорс компании либо должны жить паразитируя на каких-то нишевых рынках как более дешевый аналог, иногда находя новые ниши. Самый яркий пример тут это интернет и похожий HPC; либо жить кормясь от спонсоров, которые капитализируют на железе или чем-то другом не софтверном - и это опасный путь потери самостоятельности и пример тут Линукс на мэйнфреймах, который существует для продвижения продаж zOS или как она там правильно называется; ну и либо жить в социалистической модели т.е. за счет налогоплательщиков :)

Я думаю это существенно более важная причина неудачь опенсорса. И мне кажется, что Майкрософт с удовольствием станет опенсорс компанией, как только поймет как на этом зарабатывать деньги.

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 07:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 19:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-04 20:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nepilsonis.livejournal.com - 2008-03-05 01:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-05 06:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nepilsonis.livejournal.com - 2008-03-05 14:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-05 15:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nepilsonis.livejournal.com - 2008-03-05 17:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-06 09:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nepilsonis.livejournal.com - 2008-03-06 18:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vgabriel.livejournal.com - 2008-03-07 01:42 (UTC) - Expand

[identity profile] ex-svpv.livejournal.com 2008-03-03 01:04 am (UTC)(link)
Что за древний источник у которого подмена понятий воспоследует? И как будет "подмена понятий" по английски.