И о ЖЖ

Jan. 16th, 2010 10:09 pm
abbra: (Default)
[personal profile] abbra
Написал невинный комментарий о бизнес-моделях ПО у [livejournal.com profile] metaclass, а он его заскринил. Вот она, цензура проприетарного мира. :)

Date: 2010-01-17 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
А вынести из каментов к себе? ;)

Date: 2010-01-17 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
Да, похоже.

Подумалось тут: а вот наоставляешь так умных мыслей от своего имени в разных каментах, а как их потом хотя бы себе на комплютер выгрузить?.. Есть ли у жоже такой интерфейс?.. То что у заблокированного пользователя исчезают каменты всех времен, это я слышал.

Что-то в последнее время меня всяческие lock-in данных без права выгрузки начинают доставать... %)

Date: 2010-01-17 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
О, это тема. Жаль, похоже, не совсем штатная :)

Date: 2010-01-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
Ну, не все ж программисты. Я что-то последнее время склоняюсь к anti-lock-in идее, что в любом сервисе, куда легко заложить данные, должна быть и кнопка "выгрузить все, имеющие отношение ко мне данные в максимально открытом формате", хотя бы чтобы бэкапить. А если уж нужно будет сбегать с одного сервиса на другой или просто извлечь что-то, то можно или самому в них рыться, либо попросить знакомого программиста, успех чего прямо пропорционален открытости форматов. А то если программисту достаточно API, то всем остальным приходиться несладко. Эдакое "право непрограммиста" на escape from computers. :)

Date: 2010-01-17 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
Тут речь в первую очередь о границе не между автором и пользователем, а скорее между возможностями для одних и для других категорий пользователей. Это как компиляция в бинарный код — механизм чисто технологический, а по факту труднообратимости оказался пригоден и для ограничения прав пользователей. То же самое с данными, запертыми в компьютерных системах, особенно в интернет-сервисах. Само представление данных внутри компьютеров делает более эффективной их обработку, но трудоемокость их вынимания образуется чаще всего сама собой, т.к., грубо говоря, чем более квалифицированный программист организует внутреннюю организацию их, тем более специальными знаниями он пользуется, следовательно тем меньше сможет с этим сделать неквалифицированный пользователь. Без специальных усилий по созданию интерфейса, которые один другому рознь.

Меня в этом плане несколько вымораживает стратегия некоторых вендоров корпоративного ПО, которые дберут деньги с заказчика за любую выгрузку его данных из внедренных у него систем, ими разработанных и обслуживаемых. Причем хорошо, если хотя бы и за деньги можно получить выгрузку в толковый формат, а порой доступны только какие-нибудь убогие Excel-таблицы по 65 тыс. строк, с потерей в точности чисел, и т.п. И интерфейс к этой красоте не пользовательский и даже не программный, а коммерческий — дополнительное соглашение на разовую выгрузку данных.

Понятно, что даже совестливому разработчику нужны определенные затраты, чтобы свое творение сделать доступным к пониманию и применению не только ему, причесать, добавить внешние интерфейсы (API, UI) продокументировать, и т.п. С одной стороны, эти затраты расширяют область применимости его продукта (собственно, и делают программу продуктом), с другой стороны — свободное лицензирование расширяет потенциальное предложение по доработке, буде возникнет платежеспособный спрос.

Имхо, наличие возможности надежно извлечь из компьютерной системы то, что в нее было помещено, по существу является такой же необходимой, как и для любого прибора наличие инструкции на местном человеческом языке.

Понятно, что в области потребительских товаров, афайк, этим более или менее занимаются органы государственной сертификации, поэтому приобретая прибор в магазине можно рассчитывать на наличие сколько-нибудь полезной инструкции — интерфейса для "обычного человека". Если бы государство этим не занималось, то пришлось бы покупателю самостоятельно делать общественный выбор и вытеснять ленивых производителей. В этом случае ему нужно было бы хорошенько представлять себе, какие риски он на себя берет, принимая прибор в эксплуатацию, и что именно должно быть отражено в инструкции, и целенаправленно искать одно и отбрасывать другое. А так государство его освобождает от этой головной боли (= повода для развития) и предоставляет комфорт вида "все, что сертифицировано к продаже на нашей территории — снабжено инструкцией".

Т.е., либо растет сознательность отдельных пользователей и они формируют свои требования к производителям, а менее сознательные пользователи рискуют нарваться, либо уже общественный орган регулирования берет на себя функцию управления требованиями и сертификации продуктов, после чего определенный уровень качества можно ассоциировать с сертификатом этого органа, освобождая отдельных пользователей — как от рисков, так и от стимула к развитию. ;)

Date: 2010-01-17 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] spacediver.livejournal.com
Точно.

Дело, особенно, "в большом", усугубляется еще и тем шизофреническим обстоятельством, что расходы компаний (например, на IT) бывают не обратно, а прямо пропорциональны доходам отдельных ее лиц, причастных к принятию решений.

По всему похоже, что отставание от объемов информатизации качества осознания реальной пользы и рисков от нее уже несколькими способами крупно перераспределила материальные блага (как минимум, к проприетарщикам и к доткомщикам), думаю, что кризис и затягивание поясов дадут некоторую встряску. Может быть, придет эра дешевого и сердитого IT?.. Чувствую, без свободного ПО не обойдется ;)

Date: 2010-01-17 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] b00ter.livejournal.com
Правильно, все по плану, как говорил Ганди "Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь."

Date: 2010-01-17 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] b00ter.livejournal.com
Ну какже, преданность идеям чучхереволюции и лично Р.М.Столлману... :))))

Date: 2010-01-17 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] metaclass.livejournal.com
А там ссылки в комменте не было? А то у меня комменты со ссылками автоматом скринятся.

Date: 2010-01-17 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] metaclass.livejournal.com
А, ссылка на Елашкина, точно.
Кстати, по ссылке там с интеграторами печаль редчайшая какая-то. "Выиграть не можем в принципе, поэтому продадимся с потрохами".

Date: 2010-01-17 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] metaclass.livejournal.com
Да, я как раз когда спамеры бесились, ее и включил.

April 2016

S M T W T F S
     12
3456789
1011121314 1516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 07:30 am
Powered by Dreamwidth Studios